

Видите чёрные округлые камешки? Это кремни. Да-да, те самые кремни из мела, которые нас поражают в Лысогорке своими формами.

Вернёмся к нашему холму.
Судя по геологической карте, мы находимся где-то в датском-зеландском ярусах палеоцена, и те слои, которые у нас перед глазами, возле вершины нашего холма, относятся к тацинской свите. Это, так сказать, местное определение, не буду углубляться, а то после слов «воронежская антеклиза» у вас, друзья, могут возникнуть сомнения, что я пишу о чём-то интересном. Так вот. Ещё фото.

Белый камешки, похожие на щепки, лежащие рядом с куском известковистого песчаника (или песчанистого известняка) — и есть щепки дерева. Правда, окаменевшего. Древесина теперь не древесина, а её точная копия из минерала опала, знаете такие молочные полупрозначные туманные камни? Повторение формы и структуры в результате замещения называется псевдоморфозой, и в особых услових, без доступа воздуха, древесина деревьев замещается минеральными веществами, в нашем случае — опалом-халцедоном, короче, всяческими SiO2, а бывает и совсем круто, когда пиритом или железом, но это не про нашу область.
Здесь, на этом холме, есть пара мест с такими щепочками. Где сами стволы? Они или разрушаются в щепу, или растаскиваются любителями, если подъемные. В этих местах есть пара мест, где лежат куски под тонну.


Я досконально не изучал, что это за дерево, но вроде бы это болотный кипарис. Кстати, часто это дерево пронизано ходами древоточцев (окаменевшими) и имеет очень причудливый вид. Это мировая редкость, и даже такие окаменевшие опализированные деревяшки называют «ростовское дерево». На этом холме нам такие не повстречались.
Растительность тут, на этом ярусе холма, естественно, отличается от той, что на вершине. Васильки тут приземистые, со стелющимся стеблем, вид — василёк Маршалла. Появляются неприятные кустики полыни солянковидной, пробивается цмин. Ну, и ковыли тут встречаются. (продолжение следует, опять меня отвлекают...)
Journal information